Особенности проектирования освещения в музеях и выставках
Музеи и выставочные залы посещает неограниченное количество посетителей. Поэтому особое внимание сконцентрировано на освещении, которое поможет полностью рассмотреть конкретную композицию или другой предмет искусства. Правильная организация света создаст нужную атмосферу и наполнит посетителей приятными эмоциями.
Музеи и выставочные залы посещает неограниченное количество посетителей. Поэтому особое внимание сконцентрировано на освещении, которое поможет полностью рассмотреть конкретную композицию или другой предмет искусства. Правильная организация света создаст нужную атмосферу и наполнит посетителей приятными эмоциями.
Главные задачи освещения в музеях и выставках
Освещение для музеев, галерей и выставок включает следующие задачи:
- Индивидуальную организацию экспонатов.
- Легкую ориентацию в пространстве.
Однако список важных задач неограничен. Правильная организация освещения улучшает зрительное восприятие конкретных полотен или архитектурных объектов. Сначала целесообразно выбирают тип освещения, устанавливают световой источник с учетом предотвращения разрушения художественным композициям. Цветовой дисбаланс обычно наблюдается при затемненном или чрезмерно ярком освещении. Для организации правильного света рекомендуется учитывать все факторы.
Для визуального увеличения объема многогранных элементов, следует совместить рассеянный и прямой свет в конкретной пропорции. Специалисты утверждают, что правильная пропорция освещения должна составлять 2:1. Именно такое соотношение исключает чрезмерную драматичность, и внимание посетителей четко направлено на экспонат.
Роскошь скульптурных объектов зависит от правильно установленного освещения на заднем плане. Боковая подсветка играет также важную роль при визуальном восприятии элементов за счет отсутствия появления тени от проходящих посетителей.
Факторы, влияющие на установку освещения
Установка освещения в музеях, галереях и на выставках заключается в соблюдении важных критериев:
- Правильной пропорции помещений.
- Дизайне интерьера.
- Цветовом балансе.
- Доступе солнечных лучей в необходимые места.
- Правильном и грамотном размещении экспонатов.
- Учитываются идеи авторов и предпочтительные впечатления посетителей.
На установку освещения влияют следующие факторы:
1. Видимость – уровень освещения, устраняющий лишние блики, и создающий равномерный контраст и высококачественную цветовую передачу с отсутствием тени. В типе экспозиции обязательно учитывают требования к подсветке.
2. Влияние света на экспонаты. Освещение для музейных помещений часто противоречат сохранности ценностям. Основной задачей подсветки служит отличная видимость, которая преобразуется за счет увеличения интенсивного свечения. Чрезмерное освещение разрушает световой эффект. В результате архитектурные объекты потеряют свое ценное достояние. Короткие световые волны позволят получить интенсивное освещение.
3. Световой поток и тень. Свет служит главным фактором, влияющим на видимость конкретного предмета или объекта. Если используется прямое освещение в музеях, то будет наблюдаться наличие тени на выставочных предметах от посетителей. Проблему устранить можно с помощью комбинирования прямого и рассеянного светового потока.
При наличии образования глубоких теней на экспонатах, рекомендуется рамы окон покрыть полосатым декором. Подобное решение устранит тень и позволит посетителям насладиться экспозицией.
Нормы освещенности
- СНиП 23-05-95* - естественное и искусственное освещение.
- Гигиенические требования к освещению.
- Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение».
В нормативных документах указаны важные требования, предъявляемые к освещению.
Нормы хранения и демонстрации экспонатов
Помещения, в которых отсутствует естественный свет, идеальны для хранения и демонстрации музейных экспонатов. Солнечные лучи, в которых содержится ультрафиолет, приводят к разрушению художественных ценностей. Если в помещениях присутствуют окна, то рекомендуется их плотно закрыть.
Особенности хранения экспонатов в музейных помещениях:
- Соблюдение норм хранения согласно ГОСТу.
- Наличие качественной цветовой передачи подсветки.
- Адаптация помещений к различному типу естественного освещения.
- Отсутствие или минимальное воздействие осветительного оборудования.
Важным критерием при хранении служит правильная организация расположения светильников.
Экспозиционная подсветка
К экспозиционной подсветке предъявляют следующие требования:
- Высококачественную демонстрацию предметов искусства.
- Сохранность представленных экспонатов.
При соблюдении норм освещения, важно учитывать ГОСТ, предъявляемый к оборудованию для освещения:
1. Гигиенические требования к освещению.
2. Нормы МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение».
К музейным помещениям и освещению экспонатов предъявляют специальные требования, нормы и ГОСТ, которые обеспечивают правильную подсветку культурным ценностям.
- Комментарии