Освещение для музеев, галерей и выставок
Искусство обязательно должно проявлять в зрителе лучшие качества, а также вызывать у него восхищение, восторг и формировать представление о прекрасном. Освещение в выставочных залах является важнейшим условием удачной презентации работ и подчиняется достаточно строгим соблюдаемым правилам. При этом должна обеспечиваться сохранность и целостность экспонатов, которые представлены многочисленным посетителям.
Например, ультрафиолетовые лучи оказывают губительное воздействие на краску и лак на картинах, а тепло от используемых светильников разрушает некоторые материалы, используемые для создания скульптур. Освещение картинных галерей является важной задачей для профессионального специалиста в этой области, прекрасно понимающего высокую уязвимость произведений искусства и знающего современное осветительное оборудование.
Многие современные залы с экспозициями часто не имеют общего искусственного освещения. В результате в тёмном зале создаются удачные световые акценты прямо на расположенных экспонатах. Но многие музеи и выставки принимают посетителей в дневное время, когда общим освещением в помещениях становится естественный свет. Но не для всех заведений подходит представленное решение.
К системе освещения для действующих картинных галерей и музейных заведений в настоящее время предъявляются весьма высокие требования из-за их осуществляемого функционального назначения. От поступающего света в указанных учреждениях требуется обеспечение достаточной освещённости и создание комфортных условий для многочисленных посетителей, включая привлечение внимания к музейным экспонатам. По этой указанной причине важными являются характеристики поступающего света.
Тщательного продумывания требует цветопередача, обеспечивающая привлечение внимания посетителей к расположенным выставочным стендам. Достаточно важной эстетической ролью обладает создаваемая архитектурная подсветка в музее.
Освещение для музеев и выставок: основные особенности
Освещение для располагающихся картинных галерей и работающих музеев является сложным элементом именно при организации из-за следующих особенностей занимаемых помещений:
- комнаты в музее должны обязательно вмещать расположенные экспонаты и созданные экскурсионные группы;
- возможность размещения в одном помещении экспозиций, противоположных по своей тематике;
- низкий уровень поступающего естественного света в музеях из-за специфической конфигурации здания, что требует отделения внимания поступающему искусственному свету.
Также важной становится организация охранного освещения, ведь в музеях находятся на хранении ценные экспонаты, которые должны быть под защитой в любое время суток.
Сложности в процессе организации освещения также являются связанными с достаточно большим перечнем следующих задач:
полноценное освещение для обеспечения свободного перемещения посетителей по залам музейного заведения;
обеспечение общей собранности представленных экспозиционных объектов;
расстановка акцентов на каких-либо конкретных экспонатах проводимой музейной выставки;
обеспечение безопасных условий при выполняемом освещении в музеях, а также их защита от потери красок под действием постоянного поступающего освещения.
Последние условия являются важными для всех неустойчивых к освещению экспонатов. Именно для них становится губительным яркое ультрафиолетовое и инфракрасное излучение. Из-за указанных особенностей работы музейных заведений освещение в них сложно продумывается. Но представленная задача является вполне выполнимой и требует изучения положенных норм освещённости.
Способы освещения для музея
Сегодня для освещения музейных представленных экспозиций и просторных залов посещаемых картинных галерей могут использоваться разные способы, что в основном зависит от желаемого эффекта. Например, подходящим является акцентное освещение, используемое для подсветки разных скульптур и остальных экспонатов, расположенных в музейном зале.
Для поступления света лампы с узким углом имеющегося рефлектора подлежат направлению на представленный объект. При этом выполняемое общее освещение в музейном зале является приглушённым. Для освещения верхней части картин могут использоваться трековые светильники на рельсах. Также это могут быть вспомогательные светодиоды, встраиваемые прямо в рамку или размещаемые над расположенной картиной.
Световые контрасты в просторном зале с экспозициями оттеняют живописность размещённых экспонатов, а также обеспечивают их эмоциональность и привлекательность для посетителей заведения. С помощью представленного способа выполняется демонстрация картин, панно, рисунков, древних артефактов и других объектов, интересных для многочисленных посетителей.
Подходящие приборы освещения для действующих музеев и галерей:
- разные модели светильников без появления ультрафиолетового излучения, при эксплуатации не выделяющие тепло;
- осветительные приборы с показателем индекса цветопередачи не менее 90;
- перемещаемые светильники в залах со сменной расположенной экспозицией.
В музейных залах также требуется правильный расчёт расстояния от источника подачи света до расположенного экспоната. Освещение картин в музеях выполняется с предотвращением появления бликов и нежелательных теней на экспонатах и остальных произведениях искусства. Сегодня заказать и купить в Москве элементы системы освещения для музеев и выставок можно по вполне приемлемым ценам.
Как подобрать подходящие светильники?
В музеях и современных выставочных залах могут устанавливаться разные светильники. В настоящее время подходящими считаются трековые модели светильников, благодаря которым система освещения подстраивается к каким-либо выбранным конкретным экспозициям.
Светильники на трековой системе при необходимости могут произвольно передвигаться. В результате это позволяет освещать экспонаты, находящиеся в любой выбранной части зала. При необходимости на размещенные треки достаточно легко добавляются дополнительные элементы. Оборудование способствует решению важных задач по общему освещению музеев и действующих картинных галерей.
Модульные модели светильников могут монтироваться по одному, а также при необходимости объединяются в большие линии или создаваемые замкнутые системы, обладающие разной геометрией. Это способствует созданию систем освещения любой предпочитаемой конфигурации.
Встраиваемые светильники устанавливаются на потолок, а также являются универсальным оборудованием, выбираемым для общего или акцентного необходимого освещения. Осветительные элементы используются в галереях, на выставках и в музеях, в которых проводится редкое изменение композиции.
Карданные модели светильников имеют специальный механизм, направляющий луч света в выбранные точки помещения. Представленные устройства не перемещаются, а также уступают современным трековым светильникам в показателе гибкости. Точечные устройства выбираются для получения акцентного освещения картин и расположенных экспонатов. Некоторые модели оборудуются поворотным механизмом.
Цветовая температура
Для современных музеев и выставочных залов достаточно важной является возможность изменения цветовой температуры с учётом размещённой экспозиции. Оптимальным вариантом в этом случае становится размещение трековых светильников на шинопроводе, причём с разным показателем цветовой температуры. При этом обеспечивается быстрое снятие и установка осветительных элементов.
В больших музеях могут устанавливаться подходящие модели светильников с регулируемой температурой, причём при смене экспозиции в них выполняется переключение диммера. Но сегодня такие элементы не пользуются высоким спросом из-за высокой цены.
Угол рефлектора
Для получения акцентного освещения могут использоваться предпочитаемые модели светильников с достаточно узким углом расположенного рефлектора до 24°. В результате создаётся появляющийся узкий луч света и пятно, которое имеет небольшую площадь.
Выбранные осветительные элементы с узким углом имеющегося рефлектора могут привлечь внимание к конкретным расположенным экспонатам с подчёркиванием их деталей, текстуры и цвета. Для получения общего освещения подходят современные светильники, имеющие угол рефлектора более 24°. В результате это обеспечивает вполне комфортное восприятие представленной композиции.
Нормы освещённости по СП
Сегодня действуют следующие нормы освещения в работающих музеях, выставочных центрах и галереях:
- выставочные объекты из некоторых видов ткани или газетной бумаги - 50 лк;
- экспонаты, которые отличаются низкой устойчивостью перед светом, например, рисунки, марки или размещенные рукописи - 30-50 лк;
- представленные экспонаты, которые имеют среднюю устойчивость перед светом, например, деревянные изделия кости или картины, которые относятся к масляной живописи - 150 лк;
- крупногабаритные виды экспонатов, обладающие высокой устойчивостью перед светом, например, скульптуры из мрамора или бронзы - 200-300 лк;
- экспонаты, обладающие повышенной светостойкостью с разными мелкими деталями, например фарфоровые или ювелирные изделия - 500 лк;
- разные драгоценные металлы и камни - 500 лк.
Освещение в современных музеях и галереях должно выполняться с правильно подобранной цветопередачей, что способствует качественной передаче колористического решения разных произведений искусства. При этом создаётся не очень высокая мощность поступающего потока света, что предотвращает выгорание размещённых полотен в картинных галереях.
Также важностью обладает продуманное расстояние от главного источника подачи света до размещённой экспозиции. Постоянный направленный поток света может привести к нагреванию поверхности экспоната и к его возможной порче. Лучшая цветопередача в настоящее время обеспечивается разными моделями светодиодных светильников, которые практически не нагреваются и не оказывают негативного влияния на размещённые экспонаты. Это позволяет содержать их в сохранности в течение длительного времени.
Вред света для некоторых экспонатов
Любое освещение современных картинных галерей в некоторой степени приводит к разрушению выставочных работ из-за выцветания нанесенных красок, растрескивания нанесенного лака и старения бумаги. Естественный попадающий свет является более губительным. Серьёзного внимания при выборе подходящего спектра освещения в оборудовании для музеев и галерей требует графика, используемая масляная и как акварельная живопись, а также расположенные текстильные представленные экспонаты.
Серьёзный вред экспонатам может нанести ультрафиолетовое излучение, поэтому в картинных галереях не используются для подсветки картин разные источники света, имеющие сине-фиолетовый оттенок. Они являются более разрушительными в отличие от жёлто-красного спектра, выраженного в современных лампах накаливания. Также в таких заведениях не используются химически активные ксеноновые и йодные лампы.
Важно! Для обеспечения безопасного освещения в выставочных залах равномерно освещается экспозиционная площадь. Это стена с находящимися картинами или стенд с расставленными ценными экспонатами. Интересным вариантом становится светильник, который находится вне пределов самой площади.
При достаточно высоких потолках прибор освещения может находиться на высоте 250 см от пола над размещённым экспонатом. Он выступает от освещаемой поверхности на расстоянии, которого вполне достаточно для направления светового потока. При этом светильник имеет отражатели. Благодаря скрытому расположению ламп гарантируется отсутствие бликов и обеспечивается качественное освещение музеев.
Для вечерней выставки или помещения с некоторыми архитектурными особенностями подходит искусственное мягкое и немного рассеянное освещение. В этом случае старинные здания, замки и великолепные дворцы с проводимыми выставками сами становятся центром привлечения внимания посетителей. В результате освещение должно с выгодной стороны презентовать преимущества среды, которая окружает экспонаты.
Заказ освещения для картинной галереи
При выборе надёжной компании для освещения выставочных залов в галерее клиенты получают комплексное сопровождение на разных стадиях проектирования и обслуживания оборудования, а также осветительных приборов. Опытные профессионалы изучают существующие особенности экспозиции, а также характеристики помещений с выставками, после чего предлагают наиболее подходящие варианты световых решений.
С учётом указанных особенностей работа над заказом может выполняться по следующим рассматриваемым направлениям:
- проектирование схемы размещения приобретённого оборудования и предпочитаемых приборов освещения;
- выбор подходящих наборов светильников, фонарей, разных типов ламп и другого осветительного оборудования;
- установка и настройка схемы освещения, монтаж системы управления поступающим потоком света;
- проверка положенных требований безопасности, которые предусматриваются действующими нормативными актами;
- процесс обучения персонала и лиц, которые несут ответственность за работу электрооборудования и передачу технической документации;
- эксплуатация спроектированных систем освещения.
После подготовки технического задания и изучения пожеланий клиентов подготавливается проект соответствующего освещения в максимально короткие по времени сроки.